Телефон:
+38 (044) 242 47 59;
+38 (050) 381 75 55;
+38 (068) 416 28 48;

Адреса:
Україна, Київ, вул. М.Грінченка, 4
 
E-mail:
777publicity@gmail.com
 
Новини / тенденції / Ситуация с пандемией открыла новые возможности продвижения
23 Травня 2020
 

Валерий Курейко, рассказал как изменился PR-рынок и трансформировались PR-агентства за последние 3-5 лет, а также о PR во время карантина.



Как изменился PR-рынок за последние 3-5 лет?

Рынок меняется постоянно, причем, на него сильно влияют внешние факторы — от экономической и политической ситуации в стране до развития цифровых технологий и изменений на рынке труда. На мой взгляд, в Украине сейчас более 50% пиар-активностей происходит в Интернет и соцсетях. Что касается агентств, то локальные агентства стали играть более важную роль, чем сетевые, в силу своей непосредственной близости к клиентам и критической массы практического опыта. Многие оффлайн-мероприятия имеют свое продолжение в диджитал. Классические формы и услуги, такие как, например,  пресс-офис или пресс-конференция - возобновляют свое значение, после периода трансформации. Сейчас работа со СМИ перешла практически полностью в онлайн режим, чему способствовало фактическое исчезновение печатных СМИ, а контакты с журналистами ведутся часто не по электронной почте и телефону, а через социальные сети и сервисы вроде Viber и Telegram.

Как всеобщая диджитализация затронула PR-отрасль?

В зависимости от предыдущей истории агентства, кто-то перешел в диджитал полностью, другие строят работу в онлайне на 30-50%. Все зависит от запросов, методик и способов решения задач клиента. Ну и от портфеля самих клиентов.

Например, карантин, как никогда, обратил внимание руководителей и сотрудников компаний на важность личного присутствия на мероприятии: семинаре, презентации, выставке. Мы закладываем в «пост-карантинные» программы продвижения для клиентов даже больше оффлайн мероприятий, чем раньше.

В связи с этими изменениями, как трансформировались PR-агентства?

В структурах агентств выделились диджитал подразделения или отдельные специалисты. Надо заметить, что многие отделы затем «превращаются» в отдельные (в том числе самостоятельные, не связанные с материнским агентством) диджитал-агентства. Это происходит по двум основным причинам — специфика digital-коммуникаций, которые все же имеют много отличий от PR, ну и человеческий фактор. В нашем агентстве диджитал-коммуникации обычно являются одним из направлений в общих программах продвижения, под эти задачи для клиентов формируется команда со знаниями и опытом работы в социальных сетях.

Что касается изменений, то основным из них является увеличение количества дистанционных сотрудников. Мы в Publicity Creating это практикуем еще с 2010 года, и постепенно сложилась проектная схема, когда под каждый проект и каждого клиента формируется команда, которая реализует программу. После окончания проекта, в зависимости от текущей ситуации, сотрудники либо переходят на другие проекты, либо остаются в резерве, до следующих работ. Дистанционная работа очень эффективна в определенных направлениях PR — мониторинг, соцсети, фото и видео, копирайтинг. Те, кто работает дистанционно, обычно имеют высокий уровень самодисциплины и мотивации, они более гибкие, чем офисные сотрудники. Поэтому мы рассматриваем таких сотрудников довольно широко — это могут быть не только копирайтеры или диджитал-менеджеры, но также пиар-менеджеры, аналитики, консультанты. Если в структуре агентства дистанционная работа составляет более 40%, то такие кризисы, как карантин, компания проходит практически безболезненно.

Как изменились потребности клиентов в период карантина?

Компании разделились на 2 категории — те, кто «залег на дно», то есть, сократил или минимизировал какие-либо маркетинговые активности, и те, кто продолжает продвигаться, с учетом текущей ситуации — это примерно 80% наших клиентов. В связи с ограничительными мерами, отменены все оффлайн-мероприятия, но все, что касается пиар-кампаний в СМИ, активностей в соцсетях и Интернет — в целом, осталось на прежнем уровне. Усилились такие формы как вебинары и мастер-классы, мероприятия с онлайн-трансляцией, активизировалось ведение блогов, в том числе, в Инстаграм.

Надо сказать, что ситуация с пандемией по факту открыла для многих компаний новые возможности продвижения — особенно в сфере КСО (корпоративной социальной ответственности). Информационные поводы, которые раньше надо было специально создавать, сейчас возникают сами - естественным образом и чуть ли не каждый день. Их нужно только правильно подать и распространить. В таких сложных ситуациях, как сейчас, бренды имеют все возможности укрепить свою репутацию и повысить лояльность и доверие со стороны потребителей.

Характерно, что сейчас практически все договора с клиентами имеют разделы о конфиденциальности — в том числе положения, когда агентство не может разглашать детали реализованных проектов и даже не может упоминать ТМ клиента в своих презентационных материалах.

Какие тренды оказали наибольшее влияние на PR-рынок в прошлом году и какие тенденции будут актуальны в текущем, 2020, году?

В первую очередь, увеличился интерес к разработке программных документов: стратегий (концепций), информационных моделей. То есть, многие компании захотели осмыслить свою пиар-деятельность, связать ее с маркетинговыми результатами и гармонично вписать в общую стратегию — не только стратегию продвижения брендов, но и бизнес-стратегию, как таковую. Но мало кого будут интересовать тренды прошлого года, как 2000-х и 2010-х годов, кроме студентов и исследователе маркетинговых коммуникаций в Украине)).

Сейчас для многих компаний период развития разделился на три этапа: до, во время и после карантина.  Проиграют те компании, которые в период карантина выжидали, мониторили и ничего не делали в области PR, а также те, кто рассматривает время «после карантина» как постепенный выход «на прежний уровень», с множеством «но» и «посмотрим». Дело в том, что из-за карантина, когда многие виды деятельности были остановлены, а продажи сократились в разы, большинство компаний, организаций и предприятий оказались, условно говоря, в равных стартовых условиях перед потребителем, покупателем, партнерами, дилерами. Это надо понимать. Поэтому главной тенденцией в 2020-2021 гг. будет «перехват инициативы» - то есть, воспользоваться возможностью выйти на лидирующие позиции, занять место в тройке-пятерке лидеров в умах целевых аудиторий. Надо сказать, что в апреле и мае для большинства своих клиентов мы разработали или модернизировали программы продвижения на ближайший год, как раз с учетом этого тренда.

Какие услуги сейчас наиболее востребованы?

Во время карантина это однозначно разработка стратегии дальнейшего развития и антикризисный консалтинг. После окончания карантина — внедрение программ, и исходя из их наполнения, это могут быть различные услуги — от написания текстов до организации пиар-мероприятий в новых условиях. Я бы сказал, что самой востребованной услугой сейчас является эффективный PR, а какими инструментами это достигается — это уже детали.

Как вы боретесь с текучкой кадров, которая в рекламной сфере очень активная? Как ищете таланты и чем их удерживаете?

Специалистов предпочитаем привлекать и удерживать интересной работой и выгодными условиями. Менеджеры должны быть достаточно высокого профессионального уровня для выполнения своих функций и работ, и должны быть уже подготовлены, но при этом интересоваться современными пиар-технологиями  и постоянно повышать свой уровень. Как правило, находим специалистов по рекомендации, имеющих практический опыт. Ставку делаем на самомотивацию, это самый эффективный подход.

Сейчас бизнес находится в сложном состоянии, как это влияет на PR-рынок?

На пиар-рынке есть те, кто остановил деятельность, те, кто минимизировал ее, и есть игроки рынка, которые плодотворно работают. Мы относимся к тем, кто всегда работает и имеет загрузку, даже в текущих условиях. Объемы работ уменьшились, но не намного — примерно на 10-15%.

В условиях кризиса каким компаниям особенно необходим PR?

PR в нынешних условиях нужен как работающим компаниям, которые в маркетинговом смысле выиграли от эпидемии (например, медицинские заведения, производство средств гигиены и индивидуальных средств защиты, службы доставки, интернет-торговля и т.д.), так и фирмы, которые вынужденно приостановили работу. Всем нужно активно информировать свои целевые аудитории о состоянии дел, о тех мерах, которые предпринимаются по отношению к сотрудникам, партнерам и клиентам, о планах по выходу из кризиса. PR всегда работает как с внутренними, так и с внешними аудиториями. Работа по выведению компании на новый уровень развития - это процесс, который никогда не прекращается. Отдельно надо упомянуть о таком направлении как PR первого лица. Ведь от того, что говорит и делает владелец, руководитель - во многом зависит поведение сотрудников. Лидирующие качества проверяются именно в сложные периоды развития, а не на банкетах в честь очередной годовщины фирмы. Традиционно, PR особенно нужен компаниям в сфере В2В, но проблема в том, что с целью сэкономить, а также чтобы «не выносить сор из избы» в последнее время многие из них стали полагаться на свой внутренний персонал, которому, по понятным причинам, не хватает широты кругозора и стратегического виденья. С другой стороны, крупным операторам на рынке В2С PR продвижение тоже очень нужно — зачастую, им приходится возвращать свою известность и доверие со стороны широких кругов общественности. Очень важно в этой ситуации провести аудит имеющихся стратегий и программ продвижения, усилить в них PR-составляющую, быстрее адаптироваться к новым условиям. 

26.03.2020
10 февраля 2020 г. в пресс-центре «Укринформ» состоялась Интернет-конференция
26.03.2020
Роль стратегии в PR возрастет
2.12.2019
Publicity Creating подытожило статистику обращений за три квартала