Адреса:
Україна, Київ

E-mail:
777publicity@gmail.com
 
Статті / ринок / Интерактивно о перспективах развития украинского PR-рынка
20 Червня 2011
Интерактивно о перспективах развития украинского PR-рынка

Не секрет, что за последние 2-3 года на украинском рынке PR произошли кардинальные изменения. Они связаны с двумя факторами, которые в равной степени повлияли на ситуацию - экономический кризис и изменения на рынке медиа.

 Что касается медиа, то в этой сфере ключевую роль главного "реформатора" сыграл Интернет. Бурное развитие Интернет-коммуникаций, и особенно социальных сетей, привело к появлению новых пиар-инструментов. Кроме того, сами пиар-коммуникации усложнились и стали более разнообразными, а также намного более оперативными и интерактивными. Одновременно, традиционные медиа начали утрачивать свою популярность и влиятельность - большинство из них серьезно подкосил кризис, особенно это касается печатных изданий. По сути, через 3 года кризиса только ТВ остается на прежних позициях влиятельного рекламного и "пиар-носителя". Не стоит забывать, что в это же время, кризис коснулся практически всех пиар-агентств. Сокращение бюджетов, краткосрочное разовое планирование и другие факторы ударили по агентствам и привели к сокращению штатов и даже закрытию ряда агентств. Вместе с тем, заказчики PR-услуг стали намного более требовательны к эффективности пиар-деятельности, ее прогнозируемости, связи с маркетинговыми результатами. Немногие пиар-структуры смогли приспособиться к новым реалиям и предложить клиентам новые подходы - эффективные, гибкие, целевые, да еще и оптимизированные по стоимости...

 Не удивительно, что на круглом столе "Украинский рынок коммерческих PR: выход из кризиса уже в 2011 году?!", который состоялся 16 июня в Киеве, много внимания уделялось именно новым формам пиар-продвижения - в социальных сетях, блогосфере, в Интернет в целом. Спикеры акцентировали внимание на необходимости интеграции онлайн и оффлайн форм, более профессионального подхода к пиару в Интернет, призывали клиентов действовать в этих направлениях уже сейчас, чтобы не "прозевать" актуальные тренды рынка и представить себя в Сети достойно и привлекательно.

 Интересно, что по ходу круглого стола обсуждение не раз возвращалось к таким "вечным вопросам" как системный подход, планирование деятельности, создание контента - ведь в эпоху Интернет эти вещи стали еще более необходимы, чем раньше, а их отсутствие - заметно моментально. Тем более, что необновляемая страница в Фейсбук, старые новости на Твиттере или негативные отзываы пользователей к новостям компании являются худшей "антирекламой", чем когда бы то ни было. И разовыми "всплесками" активности здесь дело не поправить, нужна постоянная и при этом профессиональная работа.

 Также на круглом столе прозвучало немало интересных фактов и цифр. Так, Валерий Курейко, генеральный директор Publicity Creating, заявил, что доля PR в рамках маркетинговых бюджетов украинских компаний в 2012 году увеличится до 20%, то есть – в среднем в 2 раза, по сравнению с нынешними показателями. Также он озвучил средние величины бюджета на PR - по мнению эксперта он составляет 150-300 тыс. долларов в год для компаний В2С и 50-150 тыс. долларов в год для В2В компаний. Валерий Курейко не исключает, что в следующем году появятся бюджеты до 1 млн. долларов (понятно, что компаний, способных их выделить не так много - максимум до 10).

 

Примечательной чертой мероприятия стало участие в его работе блоггеров-практиков. Богдан Логвиненко, Николай Малуха и Светлана Тараненко хорошо известны в украинской блогосфере, а количество фанов каждого из них составляет тысячи пользователей. Эксперты рассказали немало интересного о специфике работы в блогосфере и социальных медиа. Например, Николай Малуха советует компаниям не пытаться "купить" блоггеров, а предложить им то, что находится в сфере их интересов, и вовлекает. И тогда блоггеры сами напишут по теме, совершенно бесплатно...

 Светлана Тараненко акцентировала внимание аудитории на необходимости серьезного подхода к контенту на корпоративных блогах и страницах в соц.сетях. Конечно, для ведения таких площадок нужен определнный навык и уровень, поэтому компаниям, которые решили проводить подобные активности самостоятельно, стоит задуматься о подборе подходящих кадров. (Либо привлечь профессиональные внешние структуры). В любом случае, информация должна обновляться регулярно, и даже планироваться заранее (лучше сделать "план постов" заранее).

 Блоггеры дали несколько советов по проведению успешных конкурсов в социальных сетях. По мнению Николая Малухи и Богдана Логвиненко, схема - "лайкни страницу - прими участие в розыгрыше" - изживает себя, поскольку является довольно примитивной. Намного лучше вовлечь аудиторию, то есть базировать конкурс на некой креативной идее, которая предполагает участие пользователя. Это "затягивает" аудиторию и формирует настоящую лояльность к бренду.

 На вопрос из зала "чем блоггер отличается от журналиста и вообще является ли он журналистом в классическом понимании", мнения экспертов разделились. Ведь если понимать журналиста, как человека который создает новость - то многие блоггеры и есть настоящие журналисты. Как отметила Светлана Тараненко, сегодня именно сообщения в блогах часто являются основной для новостей традиционных СМИ. С другой стороны, блоггерство - занятие специфическое, и если журналист работает на редакцию, то блоггер - непосредственно на свою аудиторию, доверием которой он очень дорожит.

 Алена Мельон, PR-менеджер ИА "Украинские новости", отметила, что разделение на "новые" и "традиционные" медиа - временно, т.к. через несколько лет все это сольется в некую комплексную коммуникацию, вроде социальной сети с возможностями телевиденья и информагентства. Обсуждая вопрос негатива в Интернете, Алена Мельон посоветовала компаниям крайне внимательно следить за своей репутацией, не спешить удалять "плохие" комментарии или посты пользователей, а лучше оперативно на них реагировать, выясняя и разъясняя ситуацию непосредственно с авторами.

 Отвечая на вопросы пользователей Facebook о соотношении между оффлайн и онлайн формами в рамках PR-программ, Валерий Курейко отметил, что оно сейчас составляет 70 к 30, а в ближайшие год-два изменится в сторону онлайн, и достигнет соотношения 50:50. Эксперты считают, что большинство украинских компаний возьмет курс на интеграцию оффлайн и онлайн. Так, пресс-конференции и другие пиар-мероприятия будут широко анонсироваться и освещаться онлайн, проходить с использованием различного интерактива, а текстовые материалы уступят место видео-контенту. 
 

Нельзя не отметить открытую и позитивную атмосферу мероприятия. Такой тон задала ведущая (в этой роли выступила Руслана Плис, руководитель ИАЦ Publicity и главный редактор сайта www.publicity.kiev.ua ).

 Открывая мероприятие она сказала буквально следующее: "Добрый день, тема нашего мероприятия определена путем голосования, которой прошло в 10 странах. За событием наблюдают более 200 тысяч интернет-пользователей по всему миру. Планируются прямые включения из Австралии и Норвегии. Трансляция осуществляется через два перекрестно скомпрессованные спутника, на десяти языках. Изображения спикеров, которые Вы видите рядом со мной - как всегда, голограммы..." По ходу "немая сцена" сменилась смехом, а после фразы "Возможно, именно так будут начинаться большинство пресс-мероприятий уже через несколько лет".. все стало на свои места.

 Вообще, шутили в этот раз немало и довольно остроумно. Так, в ответ на пример, приведенный одним из спикеров о том, что вот, можно например сделать тур для блоггеров куда-нибудь в горы, Руслана Плис, уточнила "эти горы - надеюсь, Альпы?" А к ремарке другого эксперта о развитии Интернет-коммуникаций в сфере политических пиар, она зачитала цитату : «Уже сегодня можно сделать вывод, что выборы в 2012 году будут проходить в виртуальном пространстве и в социальных сетях. Мы должны использовать эту реальность в своей борьбе». Высказывание принадлежит... лидеру коммунистов Петру Симоненко.

 В целом же, по данным организаторов, за мероприятием следило несколько тысяч человек. Не удивительно, ведь круглый стол широко анонсировался,в том числе в социальных сетях, а тема является сама по себе очень актуальной.

 Да и форма обсуждения не могла не привлечь внимания аудитории. Освещение в реальном времени происходило не только путем онлайн-трансляции, но и за счет освещения на страницах Publicity в FB и Twitter. Кстати, самые интересные высказывания спикеров Вы можете прочесть там и сейчас (посты от 16.06. на стене и твиты хэштег #prkiev, соответственно).

 К спикерам круглого стола поступило более 20 вопросов, на большинство из них был дан ответ прямо в ходе мероприятия. Некоторые спикеры успевали выходить в Сеть и общаться с пользователями FB прямо во время мероприятия...

 Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заглавную тему круглого стола, стоит отметить: большинство экспертов считают, что украинский рынок PR к концу текущего года окончательно выйдет из кризиса, а новые пиар-инструменты и особенно интерактив будут здесь очень востребованы.

 Игорь Игольников, для Publicity.

 Источник: www.publicity.kiev.ua

 
28.07.2023
Як створити прес-службу підприєства в оптимальний спосіб. 
18.04.2023
Новий актуальний семінар-тренінг від Publicity Creating
15.12.2022
В центрі уваги — етика
11.01.2023
Publicity Creating продовжує розробку стратегічних документів
26.10.2022
Продовжується співпраця із Schneider Electric Україна
6.10.2022
Розроблено піар стратегію для центру “OpenInform”
15.12.2022
Новий продукт - Етична PR експертиза
5.09.2022
Прийнято програму по роботі з клієнтами на 2022-2023 р.р.
5.04.2022
Чому одному бренду може бути вигідно просувати усю товарну категорію