Телефон:
+38 (044) 242 47 59;
+38 (050) 381 75 55;
+38 (068) 416 28 48;

Адреса:
Україна, Київ, вул. М.Грінченка, 4
 
E-mail:
777publicity@gmail.com
 
Статті / інтерв'ю / PR-стратегии в условиях кризиса
8 Квітня 2009
PR-стратегии в условиях кризиса

Главное для компании в кризис — не прятать голову в песок, а грамотно и уверенно построить коммуникацию с клиентом. Это — залог выживания и успеха на рынке. О секретах PR-стратегий в непростых условиях рассказывает Валерий Курейко, основатель и генеральный директор компании Publicity Creating, специализирующейся на стратегических коммуникациях и PR.

Какие наиболее значимые изменения произошли на PR-рынке в связи с кризисом?
 
 
Безусловно, произошли количественные изменения персонала, сократилось количество сотрудников. В некоторых агентствах — на 30-50, а то и 70%. Эти люди оказались на улице на сегодняшний день. Количество самих PR-агентств, я бы сказал, сократилось не так сильно. 126 агентств мы насчитали в ходе исследования в октябре 2008 года – сегодня более 100 из них работают. Наверное, можно сказать, что качество ухудшилось, а количество осталось. Это на первый квартал 2009 года. Десятка лучших агентств сохранится и на конец 2009 года. Клиенты будут искать не только тех, которые выжили, но и тех, которые предоставляют профессиональные услуги. Поэтому пиарщики будут улучшать качество услуг. Покупатель сегодня требует главное – маркетингового результата от PR-деятельности. Ну и за меньшее количество денег большее количество услуг.
 
 Компании сокращают свои бюджеты на рекламу и PR-услуги. Насколько ощутимо для вас?
 
PR-бюджеты уменьшились, но не кардинально — в среднем, произошло сжатие на 10-20%. Но эта тенденция, скорее всего, уже завершилась, так как уже закончилось заключение годовых контрактов. С этим была задержка где-то в квартал, но в марте наконец пришли подтверждения. У тех, кто подтвердил сотрудничество, ниже падать уже не будет.
 
 Поменялась ли структура клиентов в связи с кризисом?
 
В октябре 2008 года мы совместно с партнерами провели исследование рынка PR-услуг. В частности, и относительно специализации операторов по отраслям. Исследовали, как я уже говорил, 126 агентств. В структуре клиентов на первом месте оказался финансовый сектор, на втором месте сектор FMCG, на третьем – автомобильный рынок, далее - ритейл. В октябре-ноябре этого года мы планируем снова провести такое исследование и увидеть картинку 2009 года. Но на сегодняшний день могу сказать, что тяжело, конечно, в автомобильной и финансовой отрасли. Строительство и аграрный сектор, в связи с тем, что начался сезон, усилили обращение к PR как к менее затратному, чем реклама, виду коммуникаций.
 
Какое в Publicity Creating соотношение украинских и зарубежных клиентов?
 
В пределах 50 на 50. Последние пять лет держится приблизительно такое соотношение. Бывает 60 на 40, но стремимся держать поровну.
 
В связи с кризисом поменялся ли баланс носителей PR-информации?
 
PR безусловно работает с печатными СМИ. Но на сегодняшний день, в связи с тем, что рынок медиа сократился (много изданий закрыто, также количество страниц уменьшилось) – безусловно, произошёл небольшой отток. Интернет при этом расширился. Кроме того, если информация в изданиях зависит от редакторов, которые пропускают её или нет, то Интернет как канал позволяет практически каждое сообщение разместить на многих площадках, в том числе и за пределами Украины (например, в русскоязычной зоне). Интернет в этом плане демократичен. С каждым годом его роль в PR усиливается. Последнее время пиарщики говорят о том, что нужно уделять внимание социальным сетям, блогам и так далее, где можно поговорить, обсудить…. Я считаю, что значение PR 2.0 сильно переоценивается, это просто дань моде. В блоги, социальные сети ринулись рекламисты, которые говорят: «Мы продвинем ваш товар!», не понимая, что пользователи негативно относятся к рекламе и противятся рекламному воздействию. Уже звучит критика о том, что многие обсуждения в Интернете — заказные. Действительно, значительная часть так называемых «обсуждений, «независимых мнений» и «потребительских оценок» - режиссируется. Многие блоги, к сожалению становятся «черными дырами», где пропадает всякая этика. При всем при этом вторая важная составляющая — официально лицо компании — часто упускается. Происходят какие-то кризисы или же компания предлагает новые продукты, новые сервисы — забывают о пресс-релизах, о статьях, интервью и так далее. Кроме того, многим клиентам мы последние два года предлагаем использовать не только текст, но и видео, аудио, фото. Этому сейчас уделяется серьёзное внимание, и Интернет позволяет это сделать. Но в целом, у нас в коммуникационных программах для клиентов присутствуют практически все средства массовой информации.
 
Publicity Creating - первое украинское PR-агентство, на рынке с 1998 года. Когда было сложнее работать — в 98-м или сейчас?
 
Конечно, тогда было сложнее работать, потому что рынка практически не было. На нем присутствовали 2-3 сетевых агентства и одно украинское, потом появилось еще пара-тройка... Приходилось многим объяснять, что такое продвижение, сопровождение, а что такое PR, вообще мало кто догадывался. Когда присылался пресс-релиз, некоторые ведущие ныне деловые издания задавали вопрос «Что это?».
 
Последние годы ваше агентство — одно из самых публичных на рынке, о нем очень много слышно. В чем секрет вашей стратегии?
 
Действительно, мы являемся компанией, которая продвигает не только клиентов, но и себя как профессионального оператора PR-рынка. На сегодняшний день мы работаем в трёхлетнем стратегическом плане. Так что это тот случай, когда «сапожник в сапогах».
 
Не так давно Вы говорили о намерении создать объединение PR-операторов...
 
Такое объединение уже существует, называется Украинский PR-альянс. Вместе с PR-бюро «Дієслово» и «Бюро маркетинговых технологий» мы такое объединение создали. Там нет формальных моментов, например взносов, персонала, офиса и так далее. Только практические шаги на развитие отрасли. Сейчас как раз принимаем план работы на 2009 год, в рамках программы «Украинский PR». Мы предлагаем всем заинтересованным, здоровым силам отрасли приехать, сесть за круглый стол и, например, сказать: «Нам нужно количественное исследование рынка», или «нужно формировать репутацию украинских PR-агентств». Давайте это делать, получая конкретный результат. И поровну брать на себя расходы. А зарубежных псевдомиссионеров и местных любителей – к сожалению, на рынке уже предостаточно. Они и занимаются в основном разговорами и склоками..
 
Среди услуг вашей компании есть, в частности, актуальный «антикризисный менеджмент». В чем его суть?
 
Существует расхожее мнение, что клиенты массово будут заказывать антикризисные программы. Неправда. Как говорят, вакцину поздно принимать, когда болезнь уже началась. Это нужно делать заранее. Точно так же и с кризисом. Но элементы антикризисных программ — подготовка персонала, определённых сообщений — существуют. Но опять же, они должны входить в программу продвижения компании на полгода-год.
Мы начали антикризисную работу для своих клиентов ещё в октябре, когда стало ясно, что кризис докатился до Украины. Провели соответствующие встречи со всеми компаниями, с которыми у нас долгосрочные отношения — три года, восемь лет работаем…И сказали: если вы закрываетесь, мы вам не нужны, если же вы планируете работать, мы вам нужны, потому что реально поддержим и поможем. В отдельных случаях пришлось и «психологами» поработать. Пиарщики вообще должны быть идеологами, а не просто «исполнителями», ведь от грамотной информационной и PR-политики зависит многое.
Предложенные далее программы и информационные модели были ориентированы на ключевые аудитории – потребителей, персонал, партнеров и инвесторов. А ведь львиная доля пиар-агентств занималась до кризиса практически только пресс-посредничеством. И еще – шоу-ивентами. Такие сейчас совсем «не у дел».
В течение первого квартала мы уже провели 3-4 конференции на разных направлениях. С кризисом увеличилось количество заявок на участие в таких мероприятиях. Раньше из ста заявленных могло приехать на конференцию от 50 до 70-ти. А вот сейчас на всех дилерских мероприятиях практически стопроцентная явка. Люди четко понимают, что они должны приехать и получить новую информацию, услышать производителей, дистрибьюторов относительно того, как те будут работать с дилерами в новых условиях. Люди пошли за знаниями. Ценность новых технологий и знаний в целом – явно увеличилась. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости подобных мероприятий. Потому что контакты сегодня очень важны. И еще – PR-специалисты должны вселять уверенность. Ведь если на рынке процентов 70-80 неуверенных компаний, то ваш клиент выделяется своей уверенностью в этом ряду. А это однозначно и позитивно сказывается на продажах.
Вот сейчас кризис банковской системы. Что должен делать банкир? Он не должен прятаться от кредиторов и вкладчиков. Наоборот, поехать в одно отделение, второе, третье и общаться с вкладчиками, сделать шаги навстречу своим клиентам. Главное, что волнует последних, это когда можно будет получить назад свои деньги. И банкир должен отвечать на это по мере поступления информации. Это вселяет уверенность в аудиторию. Она не бежит тогда за деньгами и не бьет витрины.
Или возьмем общественные организации, ассоциации. От них требуют сегодня защиты интересов отрасли. И ассоциации должны обратиться к PR-профессионалам, а многие занимаются любительством, наступают на информационные грабли снова и снова. Но научит ли чему-либо кризис операторов разных рынков и самих пиарщиков – это покажет время.
 

 
1.10.2021
  Експерти обговорили ситуацію на українському ринку PR
18.08.2021
Новая трендовая услуга от Publicity Creating - Информационный маркетинг
30.07.2021
В рамках эко-программы, принятой в Publicity Creating, была расширена пасека и высажено более 100 деревьев и кустов.
29.04.2021
Publicity Creating заключено соглашение о продвижении NH Market
31.03.2021
Проведена PR-кампания по продвижению очистителей воздуха DAIKIN.
18.02.2021
We talked to Valeriy Kureyko of Publicity Creating about Strategic Communication and PR. This is what he said about it.
26.03.2020
10 февраля 2020 г. в пресс-центре «Укринформ» состоялась Интернет-конференция
26.03.2020
Роль стратегии в PR возрастет