Адреса:
Україна, Київ

E-mail:
777publicity@gmail.com
 
Статті / інтерв'ю / Кризис – возможно, лучшее время для PR-отрасли
15 Липня 2009
Кризис – возможно, лучшее время для PR-отрасли

С наступлением кризиса на украинском PR-рынке сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, многие клиенты урезали бюджеты, а агентства – сократили персонал. С другой стороны – немало компаний проявляют интерес к пиар-инструментам и повышают свою пиар-активность. А некоторым агентствам по итогам 1 полугодия даже удалось увеличить свои доходы. Что происходит в украинской PR-индустрии, рассказывает Валерий Курейко, Президент Украинского PR-альянса, генеральный директор компании Publicity Creating.


Какие тенденции проявляются сегодня на украинском PR-рынке?

Если кратко, то проявились две тенденции. Профессионалы стали сильнее, а непрофессионалы – еще слабее. Это заметно и в среде специализированных агентств, и среди пиар-отделов компаний. Когда начался кризис, многие агентства просто "замерли", выпали из информационного поля. В любом случае, психология "переждать-промолчать-не высовываться" - ошибочна. Но что делать, если некоторым пиарщикам просто нечего предложить клиенту? ..Ну и любителей "перемыть косточки" коллегам на блогах тоже поубавилось – не до разговоров, когда надо держаться за свое кресло… Так что плюсы определенные тоже есть...

Ну а если серьезно, то процессы, происходящие на рынке намного сложнее, чем кажется. Например, отношение к пиару как инструменту и к репутации как к нематериальному активу, у разных компаний и предприятий сформировалось разное. И действуют они поэтому не одинаково. Так же и в агентствах – сегодняшнее положение дел зависит от того, "кем и чем" было агентство до кризиса, а также как именно оно действует во время кризиса. Например, Publicity Creating сделало ставку на системный пиар и долгосрочные проекты – разовые заказы у нас составляли небольшой процент. Поэтому после наступления кризиса значительного оттока клиентов не произошло. А высокая доля известности компании обусловила входящие обращения от новых клиентов, которые не сложили руки, а ищут новые пути развития и новых партнеров для осуществления своих целей.

Я считаю, что кризис – возможно, лучшее время для развития украинской PR-отрасли.

Обычно под "рынком PR" подразумевается пиар для бизнес-структур, коммерческий пиар. Не считаете ли Вы такую трактовку слишком узкой?

Рынок PR на самом деле очень большой. И здесь действительно все дело в трактовке. Ведь различные пиар-формы можно теоретически относить к различным видам маркетинговых коммуникаций. Вот, например, рекламная отрасль традиционно "приписывает" объем рынка коммерческого пиара в "общий", коммуникационный бюджет. А пиар-мероприятия для дилеров, например, можно внести в "трейд-промо". Куда например отнести боксерского поединка Виталия Кличко? Есть такое направление "PR для спорта". Тот же Виталий Кличко дает интервью как глава фракции Киевсовета – это уже, получается, другое направление - политический PR. Певица проводит благотворительный аукцион – это пиар "социальный" или "пиар в шоу-бизнесе"? Певица Руслана например была народным депутатом, так же как и тренер национальной сборной Олег Блохин… Другими словами, должно сформироваться более глобальное понимание PR как всепроникающей технологии и довольно широкой индустрии, которая работает в очень разных направлениях – от спорта до политики, от культуры до медицины… И тогда объем рынка PR, который составляет по разным оценкам от 80 до 250 млн. долларов в год, будет восприниматься в общем, как небольшая цифра.

Кстати, коллеги в России определили объем своего рынка пиар в 2008 году в 2,5 млрд. долл, а в 2009 году - 1,8 млрд.долл. Традиционно принято многие параметры в Украине выводить как 10% от аналогичных показателей в России. По такой схеме выходит, что украинский рынок пиар в этом году составит около 180 млн. долларов.

Я считаю, каждый работает в очерченном им же рынке. Кому комфортно 20 млн. долл или в 80 млн. Мы мониторим и оцениваем рынок PR- коммуникаций с 2002 года. В 2007-2008 годах фиксировали объем на уровне 250 млн.долл. В этом году – в 200 млн. долларов (то есть уменьшение объемов прогнозируем на уровне 20%).

Чем отличается Украинский PR-альянс от других общественных организаций рынка?

Много лет наблюдаю, как работают общественные организации на сельскохозяйственном рынке, автомобильном, алкогольном, каким авторитетом они пользуются, как четко работают со СМИ, парламентскими комитетами и другими структурами власти. Все говорит о национальном интересе, бюджетах, лоббистских возможностях и активных лидерах. PR является национальным интересом (завязан на информацию и работу с ключевыми общественностями). В PR выросли национальные кадры, существуют собственные практики, технологии, опыт 7-10-15 лет. Чего нет, что тормозит развитие- это торпедирование принятия правил работы, непрозрачность процедур, случайные люди в отрасли, нездоровая конкуренция между агентствами и отдельными специалистами.

Общественная организация должна заниматься установлением прозрачных правил игры на рынке, продвижением отрасли и операторов. Члены организации должны сами подтверждать пользу участия в ней. Мы в альянсе прошли уже довольно долгий период, два года в неформальном объединении и полгода после создания Украинского PR-альянса. За это время провели 2 исследования, 6 мероприятий, получили сотни публикаций в СМИ, новые контакты, проявляется уже интерес со стороны клиентов. У нас нет взносов и бюрократии – члены организации объединяются вокруг принципов и направлений деятельности организации, а конкретные проекты финансируют в равных долях. Это совершенно новая схема для нашего рынка и она уже показывает свои преимущества.

Как Вы оцениваете уровень интереса СМИ к пиар-отрасли?

На сегодняшний день, более 80% информации о PR в Украине сосредоточилось в Интернет. Печатные издания также публикуют материалы, но не так много как раньше.


По поводу публичных оценок и комментариев, я бы призвал коллег думать, что они говорят, и как это может отразиться на дальнейшем развитии рынка. Например, если у кого-то из агентств на данный момент нет клиентов или произошло значительное сокращение работ – не стоит обобщать, подавая эту информацию якобы как характерную для всего рынка. Возможно, их бывшие клиенты просто выбрали более сильные агентства? Что подумает клиент, читая фразы вроде: "репутация не имеет значения", "от пиар-агентств уходят клиенты", "пиар-рынок сократился вдвое" и т.д.? Разве он пойдет на сотрудничество? Если самому пиар-специалисту недостает позитива, решительности, стратегического взгляда – что он может предложить клиенту?

Клиенту интересен позитив, развитие, новые инструменты, а прошлое оставьте неудачникам. На самом же деле, во время кризиса рынок становится более качественным и профессиональным – вот об этом СМИ рано или поздно будут писать. Почему бы пиар-специалистам не появиться на теле-шоу у Савика Шустера? Ведь пиаром активно пользуются сегодня все – от политиков до журналистов, а вот информационные войны выигрывать государство еще не научилось.

Недавно Украинский PR-альянс поднял тему продвижения национальных производителей. Какую роль в этом процессе играют украинские пиар-агентства?

Украинские производители должны работать с украинскими PR-агентствами – это правильно с любой точки зрения. Никто так не поймет нужды и потребности национального производителя, как национальный же производитель (а PR-агентство – это производитель интеллектуальных услуг). У нас на рынке есть уже немало профессиональных структур – они могут реально помочь украинским товарам и брендам в это непростое время. Просто нашим производителям нужно выйти из-под "гипноза" сетевых брендов, и рассмотреть конкретные преимущества работы с украинскими агентствами. Кстати, иностранные компании во многих странах тоже работают с местными, локальными агентствами.

Международный опыт конечно нужно изучать, но многие (если не большинство) технологий в условиях нашей страны не работают либо не являются настолько эффективными, как на Западе. Зарубежные специалисты внесли определенный вклад в развитие PR в Украине, когда появились здесь в начале 90-ых годов. Просто время PR-миссионеров Украине закончилось еще на переломе столетий. Зарождение, формирование, взросление – это естественные этапы развития любого рынка. С 2000 года украинский рынок начал свое развитие как национальная практика, национальная составляющая мирового рынка PR. мы интересны специалистам в других странах, как самодостаточная общность профессионалов.

Кто сегодня поддерживает "флаг отрасли" - агентства или пиар-специалисты, работающие в компаниях? Как будет развиваться аутсорсинг пиар-услуг?

Любую отрасль развивают , прежде всего специализированные структуры и национальные операторы. Они определяют методики, правила игры, устанавливают цены, продвигают отрасль, своей деятельностью подтверждают важность их услуг для клиентов. Специалисты на стороне заказчика - это больше потребители услуг, продуктов и компетенций агентств. Хотя они всегда будут преобладать количественно, и среди них конечно же есть высококлассные специалисты. Вместе с тем, технологии и инновации сосредоточены в специализированных PR-агентствах.

Аутсорсинг PR-услуг в Украине из года в год увеличивается, независимо от экономической ситуации. Ведь привлечение внешних структур – это мировая тенденция, а комбинированная схема (работа силами своего специалиста или отдела одновременно с привлечением внешнего агентства) – наиболее эффективна. Сегодня во многих компаниях, которые прекратили сотрудничество с профессиональными агентствами и сократили свои пиар-департаменты, образовался определенный «пиар-вакуум». Он не может быть заполнен одним пресс-секретарем, разовыми обращениями к фри-лансерам или неспециализированным структурам. Необходимо возвращаться к системной пиар-деятельности, вырабатывать стратегию и тактику, наращивать активность. Сегодня нужно готовиться уже к пост-кризисным реалиям.

Статья опубликована на деловом портале Openbiz

 
28.07.2023
Як створити прес-службу підприєства в оптимальний спосіб. 
18.04.2023
Новий актуальний семінар-тренінг від Publicity Creating
15.12.2022
В центрі уваги — етика
11.01.2023
Publicity Creating продовжує розробку стратегічних документів
26.10.2022
Продовжується співпраця із Schneider Electric Україна
6.10.2022
Розроблено піар стратегію для центру “OpenInform”
15.12.2022
Новий продукт - Етична PR експертиза
5.09.2022
Прийнято програму по роботі з клієнтами на 2022-2023 р.р.
5.04.2022
Чому одному бренду може бути вигідно просувати усю товарну категорію