Телефон:
+38 (044) 390 07 29
+38 (050) 413 42 98;
+38 (068) 416 28 48;

Адреса:
Україна, Київ, вул. М.Грінченка, 4,
БЦ "Регус Горизонт Парк", 2 поверх
E-mail:
777publicity@gmail.com
 
Статті / інтерв'ю / Кризис – возможно, лучшее время для PR-отрасли
15 Липня 2009
Кризис – возможно, лучшее время для PR-отрасли

С наступлением кризиса на украинском PR-рынке сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, многие клиенты урезали бюджеты, а агентства – сократили персонал. С другой стороны – немало компаний проявляют интерес к пиар-инструментам и повышают свою пиар-активность. А некоторым агентствам по итогам 1 полугодия даже удалось увеличить свои доходы. Что происходит в украинской PR-индустрии, рассказывает Валерий Курейко, Президент Украинского PR-альянса, генеральный директор компании Publicity Creating.


Какие тенденции проявляются сегодня на украинском PR-рынке?

Если кратко, то проявились две тенденции. Профессионалы стали сильнее, а непрофессионалы – еще слабее. Это заметно и в среде специализированных агентств, и среди пиар-отделов компаний. Когда начался кризис, многие агентства просто "замерли", выпали из информационного поля. В любом случае, психология "переждать-промолчать-не высовываться" - ошибочна. Но что делать, если некоторым пиарщикам просто нечего предложить клиенту? ..Ну и любителей "перемыть косточки" коллегам на блогах тоже поубавилось – не до разговоров, когда надо держаться за свое кресло… Так что плюсы определенные тоже есть...

Ну а если серьезно, то процессы, происходящие на рынке намного сложнее, чем кажется. Например, отношение к пиару как инструменту и к репутации как к нематериальному активу, у разных компаний и предприятий сформировалось разное. И действуют они поэтому не одинаково. Так же и в агентствах – сегодняшнее положение дел зависит от того, "кем и чем" было агентство до кризиса, а также как именно оно действует во время кризиса. Например, Publicity Creating сделало ставку на системный пиар и долгосрочные проекты – разовые заказы у нас составляли небольшой процент. Поэтому после наступления кризиса значительного оттока клиентов не произошло. А высокая доля известности компании обусловила входящие обращения от новых клиентов, которые не сложили руки, а ищут новые пути развития и новых партнеров для осуществления своих целей.

Я считаю, что кризис – возможно, лучшее время для развития украинской PR-отрасли.

Обычно под "рынком PR" подразумевается пиар для бизнес-структур, коммерческий пиар. Не считаете ли Вы такую трактовку слишком узкой?

Рынок PR на самом деле очень большой. И здесь действительно все дело в трактовке. Ведь различные пиар-формы можно теоретически относить к различным видам маркетинговых коммуникаций. Вот, например, рекламная отрасль традиционно "приписывает" объем рынка коммерческого пиара в "общий", коммуникационный бюджет. А пиар-мероприятия для дилеров, например, можно внести в "трейд-промо". Куда например отнести боксерского поединка Виталия Кличко? Есть такое направление "PR для спорта". Тот же Виталий Кличко дает интервью как глава фракции Киевсовета – это уже, получается, другое направление - политический PR. Певица проводит благотворительный аукцион – это пиар "социальный" или "пиар в шоу-бизнесе"? Певица Руслана например была народным депутатом, так же как и тренер национальной сборной Олег Блохин… Другими словами, должно сформироваться более глобальное понимание PR как всепроникающей технологии и довольно широкой индустрии, которая работает в очень разных направлениях – от спорта до политики, от культуры до медицины… И тогда объем рынка PR, который составляет по разным оценкам от 80 до 250 млн. долларов в год, будет восприниматься в общем, как небольшая цифра.

Кстати, коллеги в России определили объем своего рынка пиар в 2008 году в 2,5 млрд. долл, а в 2009 году - 1,8 млрд.долл. Традиционно принято многие параметры в Украине выводить как 10% от аналогичных показателей в России. По такой схеме выходит, что украинский рынок пиар в этом году составит около 180 млн. долларов.

Я считаю, каждый работает в очерченном им же рынке. Кому комфортно 20 млн. долл или в 80 млн. Мы мониторим и оцениваем рынок PR- коммуникаций с 2002 года. В 2007-2008 годах фиксировали объем на уровне 250 млн.долл. В этом году – в 200 млн. долларов (то есть уменьшение объемов прогнозируем на уровне 20%).

Чем отличается Украинский PR-альянс от других общественных организаций рынка?

Много лет наблюдаю, как работают общественные организации на сельскохозяйственном рынке, автомобильном, алкогольном, каким авторитетом они пользуются, как четко работают со СМИ, парламентскими комитетами и другими структурами власти. Все говорит о национальном интересе, бюджетах, лоббистских возможностях и активных лидерах. PR является национальным интересом (завязан на информацию и работу с ключевыми общественностями). В PR выросли национальные кадры, существуют собственные практики, технологии, опыт 7-10-15 лет. Чего нет, что тормозит развитие- это торпедирование принятия правил работы, непрозрачность процедур, случайные люди в отрасли, нездоровая конкуренция между агентствами и отдельными специалистами.

Общественная организация должна заниматься установлением прозрачных правил игры на рынке, продвижением отрасли и операторов. Члены организации должны сами подтверждать пользу участия в ней. Мы в альянсе прошли уже довольно долгий период, два года в неформальном объединении и полгода после создания Украинского PR-альянса. За это время провели 2 исследования, 6 мероприятий, получили сотни публикаций в СМИ, новые контакты, проявляется уже интерес со стороны клиентов. У нас нет взносов и бюрократии – члены организации объединяются вокруг принципов и направлений деятельности организации, а конкретные проекты финансируют в равных долях. Это совершенно новая схема для нашего рынка и она уже показывает свои преимущества.

Как Вы оцениваете уровень интереса СМИ к пиар-отрасли?

На сегодняшний день, более 80% информации о PR в Украине сосредоточилось в Интернет. Печатные издания также публикуют материалы, но не так много как раньше.


По поводу публичных оценок и комментариев, я бы призвал коллег думать, что они говорят, и как это может отразиться на дальнейшем развитии рынка. Например, если у кого-то из агентств на данный момент нет клиентов или произошло значительное сокращение работ – не стоит обобщать, подавая эту информацию якобы как характерную для всего рынка. Возможно, их бывшие клиенты просто выбрали более сильные агентства? Что подумает клиент, читая фразы вроде: "репутация не имеет значения", "от пиар-агентств уходят клиенты", "пиар-рынок сократился вдвое" и т.д.? Разве он пойдет на сотрудничество? Если самому пиар-специалисту недостает позитива, решительности, стратегического взгляда – что он может предложить клиенту?

Клиенту интересен позитив, развитие, новые инструменты, а прошлое оставьте неудачникам. На самом же деле, во время кризиса рынок становится более качественным и профессиональным – вот об этом СМИ рано или поздно будут писать. Почему бы пиар-специалистам не появиться на теле-шоу у Савика Шустера? Ведь пиаром активно пользуются сегодня все – от политиков до журналистов, а вот информационные войны выигрывать государство еще не научилось.

Недавно Украинский PR-альянс поднял тему продвижения национальных производителей. Какую роль в этом процессе играют украинские пиар-агентства?

Украинские производители должны работать с украинскими PR-агентствами – это правильно с любой точки зрения. Никто так не поймет нужды и потребности национального производителя, как национальный же производитель (а PR-агентство – это производитель интеллектуальных услуг). У нас на рынке есть уже немало профессиональных структур – они могут реально помочь украинским товарам и брендам в это непростое время. Просто нашим производителям нужно выйти из-под "гипноза" сетевых брендов, и рассмотреть конкретные преимущества работы с украинскими агентствами. Кстати, иностранные компании во многих странах тоже работают с местными, локальными агентствами.

Международный опыт конечно нужно изучать, но многие (если не большинство) технологий в условиях нашей страны не работают либо не являются настолько эффективными, как на Западе. Зарубежные специалисты внесли определенный вклад в развитие PR в Украине, когда появились здесь в начале 90-ых годов. Просто время PR-миссионеров Украине закончилось еще на переломе столетий. Зарождение, формирование, взросление – это естественные этапы развития любого рынка. С 2000 года украинский рынок начал свое развитие как национальная практика, национальная составляющая мирового рынка PR. мы интересны специалистам в других странах, как самодостаточная общность профессионалов.

Кто сегодня поддерживает "флаг отрасли" - агентства или пиар-специалисты, работающие в компаниях? Как будет развиваться аутсорсинг пиар-услуг?

Любую отрасль развивают , прежде всего специализированные структуры и национальные операторы. Они определяют методики, правила игры, устанавливают цены, продвигают отрасль, своей деятельностью подтверждают важность их услуг для клиентов. Специалисты на стороне заказчика - это больше потребители услуг, продуктов и компетенций агентств. Хотя они всегда будут преобладать количественно, и среди них конечно же есть высококлассные специалисты. Вместе с тем, технологии и инновации сосредоточены в специализированных PR-агентствах.

Аутсорсинг PR-услуг в Украине из года в год увеличивается, независимо от экономической ситуации. Ведь привлечение внешних структур – это мировая тенденция, а комбинированная схема (работа силами своего специалиста или отдела одновременно с привлечением внешнего агентства) – наиболее эффективна. Сегодня во многих компаниях, которые прекратили сотрудничество с профессиональными агентствами и сократили свои пиар-департаменты, образовался определенный «пиар-вакуум». Он не может быть заполнен одним пресс-секретарем, разовыми обращениями к фри-лансерам или неспециализированным структурам. Необходимо возвращаться к системной пиар-деятельности, вырабатывать стратегию и тактику, наращивать активность. Сегодня нужно готовиться уже к пост-кризисным реалиям.

Статья опубликована на деловом портале Openbiz

 
1.11.2017
Команда агентства Publicity Creating выполнила полный комплекс услуг
25.10.2017
Проект OptimaHouse викликав великий інтерес громадськості
11.10.2017
Publicity Creating утверждена  новая маркетинговая программа