Вопрос об оптимизации издержек и повышении эффективности
Здесь впору серьезно подумать о логистике. У нас логистику обычно понимают очень упрощенно – как транспортировку товаров от производителя к дистрибьютору или со склада - к потребителю. Между тем, эта экономическая наука занимается вопросами планирования, управления и контроля движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. Но существует ли логистика в такой отрасли, как PR? Ведь здесь нет ни «склада», ни «продукции»…
Ведущие специалисты украинского PR-рынка считают, что логистические схемы необходимо внедрять и в этом сегменте бизнеса, поскольку за последние полтора-два года рыночные условия существенно изменились: клиенты требуют высокого качества, эффективности и интенсивности работ при одновременном снижении стоимости PR-услуг.
Генеральный директор компании стратегических коммуникаций Publicity Creating Валерий Курейко комментирует: «В нашей компании уделяется большое внимание логистике PR-услуг, разрабатываются рациональные методы управления информационными потоками и «доставки» услуги потребителям. Поэтому наш клиент защищен в коммуникационном плане и сегодня, и завтра».
Действительно, логистика имеет место в любом проекте и в любом процессе. Поэтому в PR, наряду с клиентоориентированностью, необходимо внедрять логистический подход к обслуживанию клиентов на всех этапах: от получения заказа и поэтапной разработки стратегических программ, планирования, организации процесса обслуживания, через процессы взаимодействия специалистов, подрядчиков, партнеров до презентации отчета и выработки предложений для клиента на будущий период. В результате для клиента все эти процессы становится прозрачными и результативными, а агентство адекватно реагирует на быстрые изменения и вызовы рынка, на действия конкурентов.
Специалисты рынка считают, что существует много возможностей оптимизировать стоимость PR-услуг без ущерба для их эффективности. Например, это разработка стратегических документов по продвижению компании. При этом, как уверяют эксперты, компания экономит до 30% своего бюджета, так как уже в самом начале предлагается оптимальный путь к достижению поставленной цели, без лишних затрат. Экономия средств также возможна и в ходе организации и проведения мероприятий.
Например, Валерий Курейко утверждает: «Там, где другому агентству понадобится три-четыре человека, мы поставим одного-двух, которые обладают опытом и реальными навыками. Точно так же мы воспитали PR-менеджеров, которые могут одинаково успешно написать новость или релиз, статью или заметку, взять интервью, отредактировать или перевести текст. У нас есть топ-консультанты, которые разрабатывают стратегии и в то же время являются опытными тренерами и управленцами. Другими словами, профессионал всегда уверенно опережает 2-3 сотрудника средней квалификации, ассистентов - 5 и более …»
В предоставлении PR-услуг важна мобильность: например, при организации мероприятия, предоставлении информации по запросу журналиста, проведении консалтинговой встречи для клиента, расчете сметы...
При оказании той или иной PR-услуги первостепенную важность имеют и сроки, в которые эта услуга может быть предоставлена. Зачастую, параллельно с разработкой стратегии, уже надо организовывать первые мероприятия, запускать проекты и делать это в русле общей концепции, без ущерба качеству. Поэтому важно, чтобы команда специалистов была способна полностью погружаться в тематику клиента и адекватно реагировать даже на кардинальную смену заданий.
Такие результаты достигаются путем совершенствования корпоративных схем и стандартов, а также постоянного обучения персонала. Когда тренинги по ускорению принятия решений, качеству общения с клиентом и т.д. интегрированы в рабочий процесс, уровень специалистов будет постоянно повышаться, соответствовать новым требованиям рынка.
Например, за последние десять лет скорость принятия решений, разработки креативных продуктов, подготовки текстов и мероприятий увеличилась во много раз. Сегодня клиенту надо оказывать услугу быстро, качественно и в полном объеме.
Кризис добавил еще одно, на первый взгляд, парадоксальное требование: качественная PR-услуга должна быть доступной по цене. И в этом тоже помогает логистика.
PR-логистика особенно важна при дистанционном обслуживании клиентов, например тех, которые находятся в регионах. Профессиональный уровень и грамотное построение схем работы позволяют предоставить одинаково качественные услуги для заказчика из любого региона Украины, независимо от того, в каком городе локализируется агентство или клиент. Этому способствует уровень развития коммуникационных каналов, когда обмен информацией и общение происходят на расстоянии, но в реальном времени. Второй фактор – мобильность, когда в агентстве имеются сотрудники, готовые оперативно выехать в любую точку Украины и решать необходимые задачи - будь то консалтинг, организация мероприятия, тренинги или работа со СМИ.
Специалисты отмечают, что еще одним условием качественного дистанционного обслуживания клиентов является быстрая адаптация «столичных» (а на самом деле международных) стандартов к реалиям того или иного региона, иными словами - клиентоориентированность.
«Могу подтвердить – ситуация в различных городах и регионах отличается, отличается даже ментальность. Но стоит цель – выполнить задачи клиента, и мы это делаем. Кроме того, в 2010 году мы внедрили правило по оптимальному количеству работающего персонала на фирме, которое назвали «+1». Это означает, что при остром запросе клиента всегда есть свободный сотрудник для общения с ним и для решения вопросов. Всегда есть специалист, который может выехать к клиенту: автомобилем, поездом, самолетом. На данный момент в нашей компании создано три клиент-группы, а к концу года планируется увеличить их количество до четырех. Всего в агентстве будет работать более 15 специалистов, что позволит увеличить количество обслуживаемых клиентов и проектов вдвое. При работе одной из групп на выезде клиент может получить оперативный ответ, консультацию, помощь от специалистов, находящихся в офисе. Это тоже – логистика», - делится опытом Валерий Курейко.
Получается, что при грамотной PR-логистике почти все PR-услуги можно предоставлять дистанционно: от разработки стратегических продуктов и консалтинга, до организации мероприятий и написания текстовых материалов, подготовки видеоинтервью… При этом эксперты отмечают, что принимать решение о дистанционном предоставлении услуг должен сам клиент, при этом личный контакт между клиентом и агентством тоже должен быть, хотя бы раз в месяц.
Таким образом, главной зaдaчeй PR-лoгиcтики являeтcя максимальное дocтижeниe маркетинговых целей c минимyмoм зaтpaт в ycлoвияx постоянных изменений нa pынкe. Ее предназначение – обеспечить быстрое и беспрепятственное оказание качественной услуги, чтобы у нее на пути не возникали информационные и другие «пробки», а процессы двигались с заданной скоростью и в нужном направлении.
Чтобы продемонстрировать сходства и отличия между логистикой товаров и услуг, с помощью специалистов мы составили таблицу-аналог, которая будет полезна для маркетологов и всех, кто оказывает или заказывает PR-услуги.
Оксана Калита
Понятия/процессы
|
Товар
|
PR-услуги
|
Сырье
|
Полезные ископаемые, продукция с/х, и т.д.
|
Время, знания/опыт, связи консультантов, специалистов, агентства.
Места для проведения мероприятий, площади и др.возможности в СМИ и т.п. Данные опросов, исследований, мониторинга СМИ, другая исходная информация о клиенте, ТМ, рынке.
|
Производство:
Узлы/комплектующие
Готовая продукция
Цель приобретения
|
(на примере авто)
Двигатель, колесо, кузов, бампер и т.д.
Автомобиль
Скорость и комфорт передвижения, престиж.
|
Статьи, релизы, мероприятия, проекты, другие продукты
Комплекс PR-продвижения / коммуникационная программа
Известность, имидж и положительная репутация объекта, доверие и лояльность ЦА
|
Склад
|
Комплектующие, запчасти и готовая продукция
|
Архив, кейсы, методики, стандарты, схемы и алгоритмы, база СМИ и др.
|
Доставка/
транспортировка
|
Доставка товара покупателю (автотранспорт, ж/д, авиа…)
В большинстве случаев есть возможность возврата товара или его замены на аналогичный.
|
Доставка информации (в т.ч. в виде текстов, фотоизображений, видео) каналами связи (электронная почта, телефон, факс) или во время личных встреч. Доставка и оказание услуг на месте проведения мероприятий.
Услуга обычно не подлежит возврату. Именно поэтому в сфере услуг так важен профессионализм, репутация, доверие потребителей.
|
Ремонт/сервис
|
Гарантийный и пост-гарантийный ремонт. Период гарантийного ремонта обычно устанавливает производитель.
|
Аудит PR-деятельности, консалтинг, тренинги, зачастую также мониторинг, опросы и исследования.
«Гарантийный ремонт» обычно может быть оказан в период сотрудничества и часто подразумевается договором. «Пост-гарантийный ремонт» также может быть оказан.
|
Срок хранения
|
Период, указанный производителем (гарантийный) + до завершения эксплуатации товара.
|
Услуги не подлежат «хранению».
Обычно одна сторона их оказывает, а вторая – потребляет или одновременно, или в течение сжатого промежутка времени.
Если PR-услуги оказаны профессионально, то они отличаются «длительным сроком хранения» (т.е. эффект от проведенных активностей длится довольно долго – от полугода до нескольких лет).
|
Срок эксплуатации
|
Период, указанный производителем (гарантийный) + до завершения эксплуатации товара.
Потребители считают «надежными» товары, которые служат долго и при этом не требуют ремонта.
|
Ранее типичным сроком для осуществления/реализации PR-программ и коммуникационных программ был 1 год.
В 2009/2010 г.г. этот период уменьшился до 3-6 месяцев (так как в связи с постоянными изменениями ситуации на рынках требуются новые или обновленные программы).
Многие шаблоны и схемы за время кризиса оказались «просроченными», непригодными к эксплуатации.
Клиенты ожидают гибкого реагирования на ситуацию со стороны PR-агентств и PR-специалистов, особенно в случае пересмотра маркетинговой стратегии или приоритетов потребителя.
|
Логистика (основные точки процесса поставки/продажи…)
|
Производство, доставка, отгрузка товара конечному потребителю по каналам дистрибуции
|
Разработка стратегии, достаточно интенсивного и при этом сбалансированного плана-графика мероприятий и других активностей.
Грамотное управление проектами, включая построение четких схем и бизнес-процедур. Привлечение необходимого количества специалистов для выполнения запланированного в срок и с необходимым уровнем качества.
Распространение информации по верной траектории. Оптимизация непроизводительных затрат времени (своего и клиента).
Построение эффективного и комфортного взаимодействия с клиентом (включая переговоры, согласования, финансовые расчеты).
Оперативное реагирование на запросы клиента.
Подготовка отчетов (в т.ч. в реальном времени). Своевременный консалтинг, предложения по развитию клиента.
|