Стратегічні комунікації та PR
Об итогах и тенденциях 2015 года, рассказывает Account Director компании Publicity Creating Руслана Плис.
2015 год был довольно сложным для украинского бизнеса – соответственно, на рынке маркетинговых сервисов ситуация тоже сложилась непростая. Некоторые компании сокращали свои маркетинговые бюджеты, проводя только самые необходимые, точечные, активности. В то же время, другие, руководствуясь здравым смыслом, демонстрировали более дальновидную позицию, и продолжали пиар-деятельность на необходимом уровне. Нет сомнений, что репутация таких компаний в условиях кризиса будет более защищена.
Об итогах и тенденциях 2015 года, рассказывает Account Director компании Publicity Creating Руслана Плис.
Как Вы оцениваете общую активность на PR-рынке в прошедшем году?
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, многие компании проводили определенные PR активности, ориентированные, по понятным причинам, на наиболее значимые аудитории – клиентов, потребителей, партнеров по маркетинговой цепочке, а в кризисных ситуациях старались также контактировать и со СМИ. На мой взгляд, в 2015 году интенсивность пиар-деятельности в коммерческом секторе несколько снизилась, в отличие, например, от негосударственных организаций. Но все зависит от индивидуальных потребностей - при необходимости, компании проявляли заметную активность. Наша компания за 18 лет работы на украинском рынке пережила уже 4 кризиса (1998, 2004/2005, 2008-2010 г.г., а также текущий, началом которого можно считать конец 2013 года) - так что выработала иммунитет и очень быстро приспосабливается к изменениям, принимая соответствующие решения.
Какие PR услуги были наиболее актуальны для клиентов, и почему?
Опять же, все индивидуально. В зависимости от целей и задач, востребованы были и pr-мероприятия, и связи со СМИ, и интернет-активности. Но в целом, PR в Интернет и социальных сетях вышел на первый план. Оффлайн обычно его оттенял и дополнял. Можно отметить дальнейшую адаптацию имеющихся услуг под потребности клиентов и изменения на рынке. Если спектр услуг широкий, как, например в нашем агентстве, то нет смысла «придумывать» новые, но всегда надо модернизировать, развивать и адаптировать услуги под конкретные ситуации.
Изменились ли требования клиентов к партнеру в области PR?
Глобально, требования прежние – это профессионализм, опыт, гибкость, понимание задач клиента. Но растет значимость таких критериев выбора PR партнера как надежность, позитивная репутация и предыдущий опыт в данной сфере бизнеса. Это логично, ведь компаний, которые обладают обширным портфолио реализованных проектов и стабильно работают, сейчас довольно мало. Поэтому клиенты предпочитают не рисковать, а выбирать тех, кто не вызывает сомнений. Показательно, что – в 2015 году к нам обратились ряд компаний, с которыми агентство работало 3-5 лет назад. При этом, мы сохранили 90% наших текущих клиентов – это очень приятно, т.к. подтверждает наш уровень и прочные взаимоотношения с заказчиками.
Из каких основных компонентов сегодня состоит communication mix?
PR в Интернет и социальных сетях в различных формах, пиар мероприятия для партнеров и ВИП-клиентов, связи со СМИ и пресс мероприятия, акции для потребителей – все это присутствует в маркетинг миксе. Но по уровню активности на первом месте PR в Интернет и соцсетях.
Сколько должен составлять бюджет компании на PR продвижение? Что бы Вы посоветовали украинским start up’ам?
Я всегда советую потенциальным клиентам ответить на этот вопрос сначала самостоятельно. То есть, определить, какую сумму они реально готовы выделить для продвижения, тем более что продвижение – это не затраты, а вложения в свою же компанию, в ее будущее. И конечно, надо определиться, как в целом они себе представляют это продвижение и его результат. Не надо терминов и формул – опишите своими словами, профи с той стороны вас всегда поймут. Как минимум, перед обращением к агентству надо выяснить, «сколько денег есть в кошельке». Ведь, например, когда человек приходит в магазин, он знает, сколько у него в кармане и не спрашивает об этом у продавца. Вот и к пиар-агентству - надо обращаться после проведения анализа не только своих желаний, но и финансовых возможностей. Тем более, что сейчас в тренде малобюджетные проекты, а по срокам реализации – на период 3-4 месяца. И если стороны настроены конструктивно – всегда можно договориться.
Для старт-ап’ов можно посоветовать продвижение в соцсетях и Интернет. Формы и методы зависят от сферы деятельности, задач и бюджета. А с чего советую начать – так это с профессиональной консультации – эта услуга доступна по цене абсолютно каждому, и помогает избежать многих ошибок, поэтому быстро окупается.
Как обстоят дела с аутсорсингом PR услуг?
В целях экономии, компании стараются выполнять «рутинные» пиар функции самостоятельно, а в случае более масштабных или более сложных и ответственных проектов обращаться к внешним структурам. Но я бы посоветовала критично оценить не только затраты на пиар деятельность, но и ее эффективность. Возможно, гораздо выгоднее привлечь пиар агентство на определенный срок и решить задачу, чем делать вид, что эту задачу может решить непрофильный или неопытный сотрудник, да еще и «в нагрузку» к своим основным обязанностям. Также осторожно надо относиться к привлечению фрилансеров и «знакомых» - они обычно не несут никакой юридической ответственности за результаты своей работы.
Насколько в целом важны сегодня репутация и лояльность?
Важны, но все еще не настолько, как хотелось бы! Удивительно, но мы можем наблюдать как организации, которые напрямую столкнулись с серьезными вызовами со стороны СМИ, потребителей, общественности, иногда почти ничего не предпринимают в ответ.
Нужно ли разрабатывать PR стратегию, и на какой период это есть смысл делать?
Да, стратегия нужна, несмотря на то, что ситуация часто меняется. Нужно, по крайней мере, общее виденье , определенные константы, на которые можно опереться в тактических шагах. А тактике надо уделять максимум внимания, и здесь ошибки надо сводить к нулю – вот почему важно привлекать профессиональные кадры. Ведь каждая ошибка сегодня стоит очень дорого.
Сохраняется ли необходимость в тренингах, консалтинге?
Да, за последний год интерес к тренингам, в целом, есть. Также стали более востребованы такие услуги как независимый пиар-аудит и консалтинг по стратегическим и тактическим вопросам (в том числе, для топ-менеджмента). Это «вечные» услуги, ценность которых с каждым годом только растет. И то, что они более востребованы в кризисное время – вполне закономерно.
Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных Вашей компанией в 2015 году.
В цифрах прошедший год для Publicity Creating выглядит следующим образом. Количество клиентов - 20 (большинство - постоянные) из следующих направлений – стройматериалы, климатическая техника, недвижимость, продуктовый ритейл, банковское ПО, логистика, дистанционная торговля, общественные организации. Количество коммуникационных проектов, реализованных для клиентов - 25 в течение года (под проектами подразумеваются пресс-мероприятия, пиар-мероприятия, PR-поддержка событий и маркетинговых акций, масштабные активности в Интернет и социальных сетях, PR-кампании в региональной прессе, для получения репутационного и маркетингового результата клиентом). В сфере Digital PR нахождение и расширение ЦА в социальных сетях, ответы на запросы ЦА, антикриз, посредством создания, ведение и развитие площадок в социальных сетях Facebook, ВК, микроблогов на Twitter, видео-каналов на YouTube, сервисах типа SlideShare, Instagram.