Адреса:
Україна, Київ

E-mail:
777publicity@gmail.com
 
Статті / ринок / Итоги-2010 и прогнозы-2011 на украинском PR-рынке
23 Лютого 2011
Итоги-2010 и прогнозы-2011 на украинском PR-рынке

Информационно-аналитическим центром “Publicity” подведены итоги 2010 года на украинском рынке PR и озвучены прогнозы на 2011 год.

2010-ый стал вторым годом кризиса на украинском PR-рынке. Но наряду с кризисными явлениями, во второй половине года начали проявляться и некоторые позитивные тенденции. Эксперты отмечают, что кризис постепенно уходит в прошлое, как для клиентов, так и для ведущих операторов рынка. Основные тенденции 2010 года, которые отметили специалисты ИАЦ «Publicity», следующие.

PR-услуги
Одной из наиболее востребованных услуг является разработка и внедрение комплексных коммуникационных программ на период полгода-год.

Значительно увеличился спрос на услуги в сфере Интернет-PR. В основном в этом направлении практикуется обсуждение на форумах и блогах, работа в социальных сетях, а также комментирование публикаций и «зачистка» негатива в Сети.

Немного возрос спрос на консалтинг, узконаправленные тренинги и обучение, а также услуги по установлению контактов с лидерами мнений и привлечению их к участию в PR-кампаниях.

В целом, на протяжении года, большинство клиентов как бы стояли на перепутье, выбирая между традиционными инструментами (например, статьи, пресс-мероприятия) и новыми (например, видео, активности в соц.сетях). Удачных примеров комбинации офф-лайн и онлайн-инструментов пока немного.

Целевые аудитории
Большинство компаний уделяют главное внимание связям со следующими ключевыми аудиториями: потребители и партнеры по маркетинговой цепочке.

Возрождается репутационное направление, что в первую очередь связано с желанием получить инвестиции для развития бизнеса. Некоторые компании начали постепенно возвращаться к социальным проекта в сфере КСО.

Таким образом, в списке целевых аудиторий опять появились инвесторы и общественные организации.

СМИ для большинства компаний остаются вспомогательной аудиторией.

Рынки
PR-активности
начали задействовать во всех отраслях рынка. Клиенты возвращаются к пониманию важности PR-технологий в комплексе маркетинговых коммуникаций, формированию репутации во время выхода из кризиса.

Тем более, что и в компаниях, и на рынках произошло много изменений, которые необходимо разъяснить общественности. Многие компании предстали в новом качестве, и формируют свое новое лицо.

Аутсорсинг
По мнению специалистов ИАЦ, аутсорсинг постепенно возвращается к показателям 2006-2007 годов, и в 2010 году составил в среднем 35% с тенденцией к увеличению. В этом отношении клиенты традиционно разделились на две основные группы – те, кто осуществляет PR-активности своими силами, и компании, которые активно задействуют внешние структуры – PR-агентства.
Количество клиентов, которые задействуют аутсорсинг в области PR, в 2010 году достигало цифры 200-250 компаний. В среднем, по оценкам ИАЦ, одно агентство обслуживало от 3 до 7 клиентов в течение года по схеме абонентского обслуживания, без учета разовых обращений.

Общей тенденцией на рынке является стремление клиентов или вернуться к прежней (докризисной) активности, или задействовать PR, как новый, ранее не используемый инструмент маркетинговых коммуникаций.

В целом, аутсорсинг становится более актуальным, поскольку произошли кардинальные изменения на рынке медиа, появились новые формы коммуникаций, сильно возросло влияние Интернет. Инструменты и формы продвижения стали более изощренными, интерактивными. Разобраться в этой ситуации собственными силами компаниям сложно, в результате – они стремятся привлечь в качестве PR-партнера агентства, обладающие реальным опытом реализации проектов в кризисное и пост-кризисное время (2009-2010-2011 г.г).


Операторы рынка
Общее количество операторов по Украине уменьшилось более чем в два раза, по сравнению с 2008 годом, и составляет около 40 компаний. При этом, ситуация в различных агентствах сильно отличается – наряду с компаниями, которые сжали свой штат до нескольких человек и существуют по сути формально, есть агентства которым удалось сохранить постоянных клиентов и ключевой персонал, и успешно привлекать новых клиентов.

Количество PR-консультантов, которые оказывают определенные услуги фактически на условиях фри-ланса, постепенно сокращается, так как возрастают объемы и требование качества со стороны компаний-клиентов. Показательно, что в некоторых агентствах вместо сотрудников, работающих неполный день, принимают специалистов на полный день, а также вводят в штат сотрудников, которые ранее работали внештатно.

Все компании, которые оказывают PR-услуги, можно сегментировать по количеству проектов/клиентов, которые они обслуживают и специалистов, работающих на постоянной основе на протяжении года.
Исходя из этого, на рынке существует три-пять крупных компаний (от 20 специалистов, от 10 клиентов на абонентском обслуживании), до 20 средних агентств - 10-15 специалистов, от 5 до 10 клиентов на абонентском обслуживании, и более 20 малых, которые чаще всего созданы в 2008-2010 г.г. (3-5 человек, 1-5 клиентов).

Выводы и прогнозы
Бизнес за время кризиса преимущественно стал воспринимать PR как один из важных инструментов влияния на ключевые аудитории, например партнеров, клиентов, потребителей, чиновников, инвесторов.

Сегодня клиенту нужны профессиональные структуры, которые могут увеличивать активности, разрабатывать и воплощать стратегические программы развития бизнеса. Возросли требования к качеству обслуживания и эффективности (достижение поставленных целей, получение результата). Одновременно, клиенты ожидают оптимизации стоимости на PR-услуги и гибкости в схемах работы.

В целом тенденции на украинском рынке PR довольно оптимистичны: количество клиентов постепенно увеличивается, появились новые услуги, агентства стали более гибкими и креативными. Некоторые агентства вырабатывают новые схемы привлечения и обслуживания клиентов.

Можно прогнозировать, что в первой половине 2011 года ситуация на PR-рынке Украины будет развиваться по позитивному сценарию:

Постепенное восстановление и развитие, за счет нацеленности клиентов на стратегическую PR-деятельность и связи PR с маркетингом, а со стороны агентств – за счет новых услуг, открытия новых ниш, модернизации традиционных форм и привязки пиар-деятельности, как к маркетингу, так и к репутационной составляющей.


В ходе подготовки материала ИАЦ «Publicity” был проведен опрос операторов рынка, на вопросы анкеты ответили более 15 компаний. . Ниже приведены ответы генерального директора компании Publicity Creating на некоторые вопросы:

Валерий Курейко, генеральный директор компании стратегических коммуникаций Publicity Creating так ответил на поставленные вопросы:

Вопрос: Как бы Вы оценили итоги года для украинского PR-рынка? Чем 2010 год отличался от предыдущего?

«Рынок однозначно отошел от кризиса, начал активную деятельность, как со стороны клиентов, так и со стороны работающих агентств. Количество клиентов, желающих работать в PR, увеличилось в два-три раза (по сравнению с 2009). Наравне с запросами на маркетинговый PR, проявился интерес к репутационному PR и КСО».

Вопрос: Какие новые тенденции проявились в 2010 году?
«Увеличился процент реальных заказов, реальных проектов и клиентов. Практически во всех заказах присутствует Интернет-PR. Происходит активное взаимопроникновение off-line и on-line форм и каналов. Клиент ищет агентства, не просто переживших кризис, а активно работающие структуры. Клиент правильно задает вопрос «Покажите работы, проекты, рекомендации и команду специалистов за период 2009-2010 годов?»


Вопрос: Как бы Вы оценили общую активность компаний-клиентов в области PR: увеличилась, уменьшилась, осталась на том же уровне?
 

«Значительно увеличилась. Видно, что пришли новые руководители, владельцы, прагматики, ставящие конкретные цели, желающие получать реальные результаты от PR-деятельности».

Ваше мнение по поводу тендеров на PR-обслуживание? (количество, прозрачность, объективность, эффективность для клиентов и для агентств).
 
Выигрыш в тендерах нашего агентства в 2010 году составил 80%. Это удалось за счет ранжирования запросов клиентов, четко поставленной работе тендерных команд агентства с тендерной комиссией компании-заказчика. Мы разработали внутренний стандарт участия в тендере.  Обычно мы никому не отказываем,  и обрабатываем  до 10 тендерных запросов в месяцно к участию в тендерах подходим взвешенно и индивидуально, чтобы эффективно решить задачи клиента.


Вопрос: Ваши прогнозы на 2011 год?


«Произойдет увеличение объема рынка до 30% - на это можно рассчитывать за счет увеличения количества клиентов и увеличение бюджетов компаний, переход клиента от решения тактических, разовых задач к стратегическим. Наиболее востребованными будут: Интернет-PR, второе место за разработкой комплексных программ продвижения на 6-12 месяцев. На третьем месте различного рода разовые проекты, отдельные мероприятия. На четвертую позицию вышел консалтинг и обучение, тренинги».
 

Источник: www.publicity.kiev.ua

 

 
28.07.2023
Як створити прес-службу підприєства в оптимальний спосіб. 
18.04.2023
Новий актуальний семінар-тренінг від Publicity Creating
15.12.2022
В центрі уваги — етика
11.01.2023
Publicity Creating продовжує розробку стратегічних документів
26.10.2022
Продовжується співпраця із Schneider Electric Україна
6.10.2022
Розроблено піар стратегію для центру “OpenInform”
15.12.2022
Новий продукт - Етична PR експертиза
5.09.2022
Прийнято програму по роботі з клієнтами на 2022-2023 р.р.
5.04.2022
Чому одному бренду може бути вигідно просувати усю товарну категорію